Massive Attack - Mezzanine (1998)
Trip hop / Electronica (UK)
Слушать весь альбом: vk.cc/9iUehT
Трип-хоп оставил заметный след в музыке 90-х. Стоит послушать кое-что из классики жанра, и покажется, что тревожный 21 век наступил раньше календарного графика. С высоты лет трип-хоп видится звеном неразрывной цепочки из пост-панка 80-х и поп-дэнс-r'n'b 00-х.
Massive Attack - его отправная точка и ключевой ориентир. Ещё в начале десятилетия они сами это осознали и постоянно пытались бежать от принадлежности одному, пусть и ими созданному жанру. В результате вышло противоположное - они продолжали открывать новые глубины в музыке трип-хоп. Альбом "Mezzanine", выпущенный 20 апреля 1998 года, завершает их знаменитую Бристольскую трилогию.
Спустя 4 года после выхода "Protection" они старались сделать нечто ещё более замысловатое и тёмное, в полной мере применив свои продюсерские способности, и это послужило основной причиной раскола между членами коллектива. Как показало время, он был неизбежен. Каждый из троицы гнул свою линию: Роберт Дель Найя увлекся сэмплированием "волновиков", которыми "болел" в детстве. Он хотел делать запись в параноидальной атмосфере музыки 70-х. Грант Маршалл поддерживал идею, а Эндрю Воулз был настроен скептически, что в итоге сподвигло его покинуть проект.
В музыкальном плане "Mezzanine" - это меланхоличная, клаустрафобная смесь трип-хопа и электроники. Massive Attack отошли от джазового, непринужденного звучания двух предыдущих работ, подняв на поверхность тёмные подводные течения, и ранее присутствовавшие в их музыке. "Их предыдущие альбомы спрашивали: Удобно ли вам? "Mezzanine" стремился выбить вас из колеи", - описало пластинку издание Fact.
Глубокий текстурированный фон на альбоме создан во многом благодаря абстрактным окружающим звукам, что особенно заметно в треке "Angel". И всё же самые важные моменты "Mezzanine" исходят от приглашенных вокалистов, многие из которых обрели свою известность задолго до дебюта бристолького трио. Хорас Энди заслужил легендарный статус среди ценителей регги, однако сотрудничество с Massive Attack расширило круг его слушателей и вывело за рамки одного жанра. Каждый из трёх треков с его участием - это своего рода трибьют собственному творчеству времён 70-х. Своё виртуозное сопрано одолжила трём композициям на "Mezzanine" ещё одна грандиозная личность - вокалистка Cocteau Twins Лиз Фрейзер. Она причастна к бесспорно высшему моменту альбома - композиции "Teardrop". Согласно легенде, первоначально песня была предложена Мадонне. Эндрю Воулз втайне от коллег отправил ей демо-версию, однако, когда Дель Найя и Маршалл узнали об этом, они пришли в бешенство. Со скандалом они отклонили кандидатуру певицы (а Мадонна очень хотела спеть "Teardrop"), настояв на участии Фрейзер. В день записи песни утонул близкий друг вокалистки Джефф Бакли, что во многом послужило причиной столь душераздирающего исполнения, которое в итоге принесло Massive Attack первый (и единственный) сингл в Top 10 Великобритании.
Пластинку предполагалось выпустить в конце 1997 года, но Дель Найя не прекращал работу над треками, одержимый желанием отполировать материал до идеального блеска. Тот момент стал окончательным концом для троицы – они категорически отказывались находиться вместе в одной студии, уход Воулза был близок. Сегодня участники Massive Attack сами склоняются к мысли, что ошеломительный эффект от "Mezzanine" был достигнут в основном благодаря их совместным трениям, внутри которых они обреченно искали точки соприкосновения.
В первую неделю релиза альбом возглавил британский чарт, через полгода заработав первую платиновую сертификацию. В Северной Америке его успех был менее значительным – он добрался до 60 места в Billboard и до 51 места в Канаде. Критики высоко оценили новое звучание коллектива, поместив "Mezzanine" в авторитетные списки величайших альбомов: 15 место по версии журнала Q, 412 место по версии Rolling Stone, 215 место по версии NME.
В 2019 году, несколько запоздало, Massive Attack отмечают 20-летие своей культовой работы. В январе они отправились в масштабный тур по Европе и США, завершив его 6 апреля выступлением на фестивале в Мехико. В концертах приняли участие Лиз Фрейзер и Хорас Энди, исполнившие свои знаковые композиции, некоторые из которых никогда ранее вживую не исполнялись. В июне увидит свет роскошно оформленная делюксовая версия "Mezzanine" с раритетными ремиксами и коллекцией эксклюзивных фото. И 21 год спустя альбом ждут не меньше, чем в год релиза…
В завершение приведём горделивую цитату продюсера записи Нейла Дэвиджа: "Во многих отношениях, это было похоже на дебютный альбом для группы и, безусловно, лично для меня – впервые мы чувствовали, что нам удалось сделать действительно то, что мы хотели. Вероятно, я больше никогда не смогу его слушать, потому что, если послушаю, то подумаю: Боже, как нам такое удалось?"